LakeWitch - Озерная Ведьма (yarkaya) wrote,
LakeWitch - Озерная Ведьма
yarkaya

Categories:

Кэти Мари Бьюкенен. Гадкие лебеди кордебалета (оригинал: The Painted Girls)

Когда в одном инстаграме танцовщика балета проскочило, что ему коллега подарила роман "Гадкие лебеди кордебалета", у меня сразу же загорелась красная лампочка: есть книга про балет, причем если балетные дарят ее друг другу, значит не совсем трешовая, надо бежать.
Бежать удалось только до английского оригинала, который называется The Painted Girls: это и раскрашенные, и нарисованные девочки. Париж, конец 19-го века. В центре повествования три сестры из очень бедной семьи. Антуанетт шестнадцать лет, она острая на язык, несдержанная, немного воровка, немного хамка. Мари четырнадцать. Умная, она училась в школе, умеет читать и везде подбирает газеты, даже в придорожных канавах. Восьмилетняя Шарлотт - красивая, как ангел, с идеальной балетной фактурой, избалованная всеми, даже уличными торговцами, растущая в обожании и безмерно эгоистичная. Все они связаны с балетной школой при Гранд-Опера: Антуанетт выгнал преподаватель за то, что она ему хамски ответила, Мари и Шарлот поступают и учатся там, с целью быть отобранными в кордебалет (по-французски это corps de ballet, "тела", до меня внезапно дошло) и выступать на сцене.
Балета очень много - внутренних закулисных интриг, того, как все устроено, названий упражнений, движений и элементов (написанных по-французски), работы у станка, прыжков, фуэте ан-турнан по диагонали через зал. Это так отзывается, наши годы занятий в балетной школе, станок, приседающие в коридоре маленькие девочки с забранными в пучки волосами, лейки на наклонном полу, встречающиеся в коридоре бывшие балетные звезды в теплых гетрах. Жаль, что это все ушло и не вернется.
Мне бы хотелось, мне бы хватило, если бы это была книга о балете. О том, как трудно заниматься, как ругается мадам преподаватель, как толкаются девочки у станка, как скользит нога, как проходит экзамен и каково это - впервые выйти на сцену Гранд-опера в самом конце кордебалетных рядов и стоять, не меняя позы, весь первый акт. Но нет.
Антуанетт устраивается в массовку пьесы по роману Золя "Западня". Когда-то я ее читала , на автомате после Дамского счастья и Жерминаля, и было мне омерзительно до тошноты. В Париже же это остромодный, скандальный спектакль, который идет на сцене больше года, каждый раз зал полный и все его постоянно обсуждают. Умная Мари задумывается о том, как происхождение из самых низов рабочих окраин, как у нее, не оставляет шансов на изменение жизни, об обреченности на падение вниз. Модная в то время теория Ломброзо о том, что негодяев и преступников видно по лицу, глубоко впечатляет Мари, о которой неоднократно говорится, что у нее обезьянье лицо.
Роман Антуанетт с бездельником Эмилем занимает, к сожалению, большую часть книги и управляет развитием сюжета. Не буду спойлерить и пересказывать, но сначала Антуанетт, а потом и Мари становятся иллюстрацией "Западни" и неизбежного падения. Наигранный, за уши притянутый, невозможный хэппи-энд вытягивает их, но балет остается в жизни только у эгоистичной, ничего вокруг не замечающей Шарлотт (и тут на ум приходит прима-балерина Карина из фильма "Большой").
Авторке удается сохранить в романе реализм в стиле Золя и Бальзака, вплетая в повествование гадкие, грязные детали. Maman девочек спивается, не расставаясь с бутылкой абсента, Антуанетт работает в борделе. Вокруг балетных девочек плотно вьются богатые педофилы (интересно, как перевели их название abonnes?) и Мари тоже ходит к такому якобы "позировать", чтобы получить свои тридцать франков в неделю. Мари единственная, кто вызывает у меня симпатию за свое не по годам крепкое упорство, за желание учиться, читать, думать об устройстве жизни, желании прорваться в кордебалет любой ценой. Она встает в четыре утра, чтобы подрабатывать у пекаря, на заработанные деньги берет себе частные уроки у преподавателя, чтобы улучшить свою технику на станке. Стремление к балету я уважаю больше всего, и очень жаль, что к балету Мари так и не вернулась. Но в жизни так и есть, из целой группы начинающих танцовщиц на сцене остается только одна.
Tags: books
Subscribe

  • Кейт Рассел. Моя темная Ванесса

    В этой книге мы видим историю о Лолите и Гумберте, только настоящую. Сегодня, ну почти сегодня: Ванессе за тридцать, когда ей было пятнадцать, ее…

  • Мои 10 самых популярных поста в 2020

    В очередой отчаянной попытке заставить бросивших ЖЖ написать хоть что-нибудь, маркетинг ЖЖ собрал и прислал мне ссылки на 10 моих самых популярных…

  • (no subject)

    Читаю документальный роман "Радиевые девушки" о громком деле двадцатых годов прошлого века - отравлениях радием работниц заводов по производству…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments